Развитие и
распространение процесса экстракции и прогресс
в каталитическом риформировании сделали
производство ароматических углеводородов из
нефтяного сырья массовым. Это способствовало
развитию и органического синтеза в целом.
Однако не следует думать, что развитие
этой отрасли нефтехимии стало протекать
спокойно и безоблачно. Жизнь все время
подбрасывает нефтехимикам проблемы, причем
некоторые из них, казалось бы, никак не связаны ни
с нефтью, ни с химией. Но тем не
менее, гром, прогремевший в одном месте, отдается
раскатами в других.
Так, скажем, в 1957 году США были
потрясены знаменитой “стальной забастовкой”.
Несколько месяцев сталелитейная промышленность
страны была полностью парализована. И затем еще
долгое время заводы работали на половинную
мощность. Какое это отношение имеет к
нефтехимикам?.. Но вспомните, бензол ведь
получают и при производстве кокса. А
коксохимические заводы во время забастовки тоже
простаивали. Пришлось вспомнить о забытой
реакции деметилирования толуола C6H5
- CH3 в бензол. Она была
известна еще с начала нашего века, но долгое
время не пользовалась особой популярностью.
Более важной задачей в то время было
осуществление превращения наоборот -
метилирования бензола в толуол, который затем
использовался для производства тринитротолуола
и других взрывчатых веществ на его основе.
Но закончилась вторая мировая война и
вот, пожалуйста, старую задачу пришлось решать на
новом техническом уровне. Первый процесс,
названный “Детол”, представлял собой
термическое деметилирование толуола в
присутствии водорода. Реакция идет при
температуре 800 °С и давлении 5 - 10 МПа. Такие
жесткие условия потребовали создания новых
материалов для реакторов (вот вам еще один пример
неожиданной обратной связи), зато позволили
осуществить процесс с достаточно высокой
селективностью - 95% и даже
выше. Потом появились и другие, каталитические
процессы деалкилирования.
А вот вам еще пример взаимосвязи химии
с другими отраслями промышленности. Как
известно, сегодня до 70% всех вырабатываемых в
мире каучуков используется в шинной
промышленности. Казалось бы, тут все ясно: объем
потребления каучука определяется требуемым
количеством шин. Их же число, в свою очередь,
определяется числом транспортных машин в стране
и их пробегом. Но на деле взаимосвязь оказывается
значительно сложнее. Темпы потребления
синтетического каучука всегда были существенно
ниже темпов развития автомобильной
промышленности. Почему? А дело в том, что
периодически появляются новые, более прочные
каучуки, шины из которых значительно
долговечнее. А раз увеличивается пробег шин, значит, их меньше нужно.
И наконец, какое, казалось бы,
отношение к нефтехимии имеет скотоводство?.. Тем
не менее, взаимосвязь прослеживается и в этом
случае. Стоило, например, скотоводам Австралии и
Новой Зеландии перейти на автоматизированную
стрижку овец, как во всем мире существенно
уменьшалась выработка искусственного волокна.
Натуральную шерсть покупатель предпочитает.