В наше время много машин используют
дизельное топливо. Требуется все большее и
большее количество дизельного топлива.
Происходит широкое вовлечение в переработку
средних (дизельных) фракций нефти. А это, в свою
очередь, невозможно, без дальнейшего
совершенствования процессов гидроочистки и
гидрокрекинга.
Эти процессы имеют особую важность для
России. Ведь мы вынуждены иметь дело
преимущественно с сернистыми и высокосернистыми
тяжелыми сортами нефти.
Известно, что все сераорганические
соединения не выдерживают обработки под
давлением водорода на катализаторах. Они
распадаются с образованием углеводородов и
сероводорода Н2S. Сероводород в обычных
условиях находится в газообразном состоянии и
при нагревании нефтепродукта выделяется из него.
Его поглощают водой в колоннах орошения и затем
превращают либо в элементарную серу, либо в
концентрированную серную кислоту.
Такой процесс осуществляют на
гидрирующих катализаторах с использованием
алюминиевых, кобальтовых и молибденовых
соединений. При давлении 4 - 5 МПа и температуре 380 -
420 °C содержание серы, особенно в светлых
нефтепродуктах, можно таким образом свести до
тысячных долей.
Могут спросить, кому это нужно? Зачем
доводить содержание примесей в бензине до такой
жесткой нормы? Все дело в последующем
использовании. Известно, например, что чем жестче
режим каталитического риформинга, тем выше выход
высокооктанового бензина при данном октановом
числе или выше октановое число при данном выходе
катализата. В результате увеличивается выход
октан-тонн - так называется произведение
количества катализата риформинга или любого
другого компонента на его октановое число. Вот об
увеличении октан-тонн продукта по сравнению с
сырьем и заботятся нефтепереработчики в первую
очередь. В этом смысле повышение жесткости
любого вторичного процесса есть благо. В
риформинге жесткость определяется снижением
давления и повышением температуры. При этом
полнее и быстрее идут реакции ароматизации. Но
повышение жесткости лимитируется стабильностью
катализатора и его активностью. Сера, будучи
каталитическим ядом, отравляет катализатор по
мере ее накопления на нем. Отсюда понятно: чем
меньше ее в сырье, тем дольше катализатор будет
активным при повышении жесткости. Как в правиле
рычага: проиграешь на стадии очистки - выиграешь
на стадии риформинга.
Обычно гидроочистке подвергают не всю,
скажем, дизельную фракцию, а только ее часть. Ведь
этот процесс не так уж дешев. Кроме того, у него
есть еще один недостаток: эта операция
практически не изменяет углеводородный состав
фракций.